Мнение о том, что осанка ребенка нарушается в школьном возрасте, неверно. Формирование осанки идет с раннего возраста. Необходимо избегать длительного ношения детей на руках, особенно все время на одной и той же. Вред приносит раннее усаживание ребенка, преждевременное обучение ходьбе. Можно понять родителей, которые хотят, чтобы их ребенок развивался быстрее сверстников. Но нужно, наоборот, стимулировать малыша к ползанию из положения на животе — это очень хорошее упражнение для укрепления мышц шеи и спины. Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретают привычные позы при занятии с игрушками, рабочее место при чтении и письме как в домашних условиях, так и в детском саду, а затем в школе. Неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста — в 6-7 и 12—15 лет. Особенно резко это наблюдается у детей ослабленных, с плохо развитой мускулатурой. Большое влияние на формирование осанки оказывает положение во время сна. Постель не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20 — 25 см, чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Для детей с искривлениями позвоночника матрац (ватный, волосяной, травяной) кладется на щит из досок или фанеры. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. Во время занятий за столом или партой надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плеч, пояса, туловища, рук, ног. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки школьника. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамеечку, чтобы угол между тазо-бедренным и коленным суставами составлял 90 градусов. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 — 2 см (ребро ладони), голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола—30 см. При письме тетрадь нужно класть под углом 30° (угол открытый вправо). При чтении предплечья должны симметрично лежать на столе, книгу надо держать в наклонном положении. Школьников с искривлением позвоночника нужно сажать в среднем ряду. Ухудшают осанку привычки стоять на одной ноге, читать лежа, носить тяжести в одной и той же руке. Детям до пятого класса рекомендуется носить школьные принадлежности в ранце за спиной. При занятиях асимметричными физическими упражнениями (теннис, бадминтон, фехтование и т.д.) необходимо вносить поправку в методику тренировок за счет общеразвивающих упражнений.
Главным и действенным средством профилактики дефектов осанки является физическое воспитание. Поэтому уже в раннем детстве ребенку необходимы гимнастика, массаж, закаливание. Очень полезно плавание, особенно на животе, стилем брасс. Но восстановить нарушенную осанку на занятиях физкультурой нельзя, для этого нужны специальные упражнения и время. В случае стойких нарушений дети должны быть направлены в поликлинику для занятий лечебной физкультурой.